Пояснительная записка
Настоящая
программа разработана на основе:
— инструктивного письма
Минобразования России от 14.12.2000 № 2 «Об организации работы логопедического
пункта общеобразовательного учреждения»; инструктивно-методического письма «О
работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» / Под ред. А.В. Ястребовой,
Т.Б. Бессоновой. М., 1996.
Цель: устранить недостатки устной и предупредить нарушения
письменной речи у младших школьников.
Адресат: учащиеся начальных классов с ФФНР (с недоразвитием
звуковой стороны речи: дефектами произношения; нарушением фонематических
представлений (дифференциацией оппозиционных звуков); несформированностью
анализа и синтеза звукового состава слова).
Задачи:
— формировать полноценные представления о звукобуквенном
составе слова;
— формировать навыки анализа и синтеза звукослогового состава
слова;
— развивать пространственно-временные представления;
— развивать психологические предпосылки к обучению;
— развивать коммуникативную готовность к обучению.
В
программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования
у обучающихся общих умений и навыков, универсальных способов деятельности и
ключевых компетенций.
Принципы
отбора основного и дополнительного содержания связаны с учебными программами
начальной ступени обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными
особенностями развития и структурой речевого дефекта учащихся.
Коррекционная
программа, опирается на совокупность основных закономерностей построения
учебного процесса, предлагаемых современной педагогикой, лингвистикой, и
учитывает основные общедидактические принципы (наглядность, доступность,
сознательность и др.), а также данные психологии, согласно которым развивающий
и воспитывающий эффект может быть достигнут в процессе формирующейся учебной
деятельности при соблюдении индивидуального подхода и ориентировки на «зону ближайшего
развития».
Одно
из принципиальных требований программы, соблюдение которого способствует
оптимизации корригирующего обучения, — коммуникативная направленность всего
комплекса коррекционно-воспитательного воздействия.
Основные
методы обучения: практические, наглядно-демонстрационные, игровые, методы
ролевого моделирования типовых ситуаций, словесные.
Программа рассчитана на 88 ч в год
(3 ч в неделю).
Предусмотрены
две проверочные работы (диктант, списывание).
Рабочая
программа предполагает использование методических
пособий для учителей-логопедов:
— Ефименкова Л.Н. Коррекция
устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. М.,
2001;
—
Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой.
М., 2002;
— Садовникова И.Н. Нарушения
письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учеб. пособие. М.,
1997.
Дополнительная литература для учащихся:
— Ефименкова Л.Н. Коррекция
ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия (Вып. 1).
М., 2008;
— Ефименкова ЛЛ. Коррекция
ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха.
Дифференциация звонких и глухих согласных (Вып. 2, часть 2). М., 2005;
— Козырева Л.М. Комплект
логопедических тетрадей. Ярославль, 2006;
—
Маванова
Е.В. Комплект логопедических тетрадей.
М., 2004.
Программа
Поставленные
программой задачи отражаются в ее содержании и реализуются в ходе изучения
следующих тем:
Речь. Предложение. Слово (19 ч)
Речь. Членение речи на предложения,
предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем.
Ударение.
Пространственные представления. Временные представления. Слова-предметы.
Слова-действия. Слова-признаки.
Звуки и буквы (69 ч)
Гласные 1-го ряда (7 ч)
Представление
о звуке (уточнение артикуляции), различение на слух и при произношении гласных
и согласных (отсутствие или наличие преграды в полости рта, наличие или
отсутствие голоса, слогообразующая роль гласного звука), звукослоговой анализ
слов (установление количества звуков в слове, их характеристика,
последовательность), выделение ударного слога, соотнесение слышимого и произносимого
слова со схемой-моделью, отражающей его звукослоговую структуру.
Дифференциация [а]—[о].
Гласные 2-го ряда. Твердые и мягкие согласные (17 ч)
Обозначение
на письме мягкости согласных звуков гласными буквами (е, ё, и, я. ю) и
ь. Дифференциация гласных (ы—и. а—я, э—е. у—ю, о—ё). Обозначение
мягкости согласных на письме ь (в середине и в конце слова).
Звонкие и глухие согласные (24 ч)
Уточнение
и сравнение артикуляции звонких и глухих согласных звуков. Оглушение и
озвончение парных согласных в слове, представление о сильной и слабой позиции
звуков в слове (без терминологии) и обозначение этих звуков на письме.
Дифференциация парных согласных звуков ([з]-[с], [ж]-[ш], [в]-[ф], [б]-[п],
[д]-[т], [г]-[к]).
Свистящие, шипящие звуки, аффрикаты (14 ч)
Уточнение
и сравнение артикуляции свистящих, шипящих, аффрикат. Дифференциация звуков
([с]-[ш], [з]-[ж], [ч]-[т’], [щ]-[с’], [щ]-[ч], [ц]-[с], [ц]-[ч]).
Буквы, сходные по оптическим и
кинетическим признакам (5 ч)
Уточнение
и сравнение артикуляции звуков. Соотнесение звуков с буквами, символами и
«опорами» для их обозначения на письме. Различение букв по оптическим и
кинетическим признакам. Дифференциация букв, сходных по оптическим и
кинетическим признакам (б—д. а—о, и—у, п—т, и— ш, л—м, к—н, н—п).
Итоговая контрольная работа (2 ч)
Основные требования к знаниям,
умениям и навыкам учащихся к концу коррекционного обучения
Обучающиеся должны знать:
—
все звуки и буквы русского языка;
— их основные различия (звуки слышим и произносим, буквы
пишем и видим).
Обучающиеся должны уметь:
— вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность;
— различать гласные и согласные звуки и буквы, их обозначающие;
— правильно называть мягкие и твердые звуки в слове и вне
слова;
—
знать способы их буквенного
обозначения;
— обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными
буквами и мягким знаком;
—
определять место ударения в слове;
—
вычленять слова из предложений;
— четко, без искажений писать строчные и заглавные буквы, их соединения
в слогах и словах;
— правильно списывать слова и предложения, написанные печатным
и рукописным шрифтом;
— грамотно (без пропусков, искажений, замен букв) писать под
диктовку слова, предложения из 3—5 слов, написание которых не расходится с
произношением.
Данный
вариант последовательности изучения тем и количества часов, предусмотренные
программой коррекционно-развивающего обучения школьников с ФФНР, является примерным
и определяется конкретным составом группы, т.е. зависит от того, каков уровень
сформированности звуковой стороны речи у детей.
Учитывая, что у детей с ФФНР остаются
недостаточно сформированными некоторые неречевые процессы, на протяжении
всего курса коррекции в занятия включаются задания, направленные на формирование
навыков организации учебной работы, развитие наблюдательности к языковым
явлениям, слухового внимания, памяти, самоконтроля, контрольных действий и
способности к переключению.