Суббота, 05.10.2024, 15:41
Вы вошли как Гость |  
Главная » Файлы » Мои файлы

Программа коррекционно-развивающего обучения учащихся 1-х классов с ФФНР
24.02.2013, 23:46
Пояснительная записка
Настоящая программа разработана на основе:
— инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»; инструктивно-методического письма «О работе учителя-лого­педа при общеобразовательной школе» / Под ред. А.В. Ястре­бовой, Т.Б. Бессоновой. М., 1996.
Цель: устранить недостатки устной и предупредить нару­шения письменной речи у младших школьников.
Адресат: учащиеся начальных классов с ФФНР (с недораз­витием звуковой стороны речи: дефектами произношения; нарушением фонематических представлений (дифференциа­цией оппозиционных звуков); несформированностью анализа и синтеза звукового состава слова).
Задачи:
формировать полноценные представления о звукобуквенном составе слова;
формировать навыки анализа и синтеза звукослогового со­става слова;
развивать пространственно-временные представления;
развивать психологические предпосылки к обучению;
развивать коммуникативную готовность к обучению.
В программе также заложены возможности предусмотрен­ного стандартом формирования у обучающихся общих уме­ний и навыков, универсальных способов деятельности и клю­чевых компетенций.
Принципы отбора основного и дополнительного содержа­ния связаны с учебными программами начальной ступени обу­чения, логикой внутрипредметных связей, а также с возраст­ными особенностями развития и структурой речевого дефек­та учащихся.
Коррекционная программа, опирается на совокупность ос­новных закономерностей построения учебного процесса, пред­лагаемых современной педагогикой, лингвистикой, и учитывает основные общедидактические принципы (наглядность, до­ступность, сознательность и др.), а также данные психоло­гии, согласно которым развивающий и воспитывающий эф­фект может быть достигнут в процессе формирующейся учеб­ной деятельности при соблюдении индивидуального подхода и ориентировки на «зону ближайшего развития».
Одно из принципиальных требований программы, соблю­дение которого способствует оптимизации корригирующего обучения, — коммуникативная направленность всего комп­лекса коррекционно-воспитательного воздействия.
Основные методы обучения: практические, наглядно-демон­страционные, игровые, методы ролевого моделирования типо­вых ситуаций, словесные.
Программа рассчитана на 88 ч в год (3 ч в неделю).
Предусмотрены две проверочные работы (диктант, списыва­ние).
Рабочая программа предполагает использование методи­ческих пособий для учителей-логопедов:
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи уча­щихся начальных классов: Пособие для логопеда. М., 2001;
Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. М., 2002;
Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их пре­одоление у младших школьников: Учеб. пособие. М., 1997.
    Дополнительная литература для учащихся:
Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных не­сформированностью фонематического восприятия (Вып. 1). М., 2008;
Ефименкова ЛЛ. Коррекция ошибок, обусловленных несфор­мированностью фонематического слуха. Дифференциация звонких и глухих согласных (Вып. 2, часть 2). М., 2005;
Козырева Л.М. Комплект логопедических тетрадей. Яро­славль, 2006;
Маванова Е.В. Комплект логопедических тетрадей. М., 2004.
Программа
Поставленные программой задачи отражаются в ее содер­жании и реализуются в ходе изучения следующих тем:
Речь. Предложение. Слово (19 ч)
Речь. Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем.
 Ударение. Пространственные представления. Временные пред­ставления. Слова-предметы. Слова-действия. Слова-признаки.
Звуки и буквы (69 ч)
Гласные 1-го ряда (7 ч)
Представление о звуке (уточнение артикуляции), различе­ние на слух и при произношении гласных и согласных (от­сутствие или наличие преграды в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласного звука), звукослоговой анализ слов (установление количества звуков в слове, их характеристика, последовательность), выделение ударного слога, соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой-моделью, отражающей его звукослоговую структу­ру. Дифференциация [а]—[о].
Гласные 2-го ряда. Твердые и мягкие согласные (17 ч)
Обозначение на письме мягкости согласных звуков глас­ными буквами (е, ё, и, я. ю) и ь. Дифференциация гласных и. ая, э—е. у—ю, о—ё). Обозначение мягкости соглас­ных на письме ь (в середине и в конце слова).
Звонкие и глухие согласные (24 ч)
Уточнение и сравнение артикуляции звонких и глухих со­гласных звуков. Оглушение и озвончение парных согласных в слове, представление о сильной и слабой позиции звуков в слове (без терминологии) и обозначение этих звуков на пись­ме. Дифференциация парных согласных звуков ([з]-[с], [ж]-[ш], [в]-[ф], [б]-[п], [д]-[т], [г]-[к]).
Свистящие, шипящие звуки, аффрикаты (14 ч)
Уточнение и сравнение артикуляции свистящих, шипя­щих, аффрикат. Дифференциация звуков ([с]-[ш], [з]-[ж], [ч]-[т’], [щ]-[с’], [щ]-[ч], [ц]-[с], [ц]-[ч]).
Буквы, сходные по оптическим и кинетическим при­знакам (5 ч)
Уточнение и сравнение артикуляции звуков. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначе­ния на письме. Различение букв по оптическим и кинетичес­ким признакам. Дифференциация букв, сходных по оптичес­ким и кинетическим признакам (б—д. а—о, и—у, п—т, и— ш, лм, к—н, нп).
Итоговая контрольная работа (2 ч)
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу коррекционного обучения
Обучающиеся должны знать:
все звуки и буквы русского языка;
их основные различия (звуки слышим и произносим, бук­вы пишем и видим).
Обучающиеся должны уметь:
вычленять отдельные звуки в словах, определять их после­довательность;
различать гласные и согласные звуки и буквы, их обозна­чающие;
правильно называть мягкие и твердые звуки в слове и вне слова;
знать способы их буквенного обозначения;
обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами и мягким знаком;
определять место ударения в слове;
вычленять слова из предложений;
четко, без искажений писать строчные и заглавные буквы, их соединения в слогах и словах;
правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом;
грамотно (без пропусков, искажений, замен букв) писать под диктовку слова, предложения из 3—5 слов, написание которых не расходится с произношением.
Данный вариант последовательности изучения тем и коли­чества часов, предусмотренные программой коррекционно-развивающего обучения школьников с ФФНР, является при­мерным и определяется конкретным составом группы, т.е. зависит от того, каков уровень сформированности звуковой стороны речи у детей.
Учитывая, что у детей с ФФНР остаются недостаточно сфор­мированными некоторые неречевые процессы, на протяже­нии всего курса коррекции в занятия включаются задания, направленные на формирование навыков организации учеб­ной работы, развитие наблюдательности к языковым явлени­ям, слухового внимания, памяти, самоконтроля, контрольных действий и способности к переключению.

Примерное планирование содержания коррекционной работы (см. на сайте)

Категория: Мои файлы | Добавил: kater
Просмотров: 1429 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: